К основному контенту

Личность, ее социализация и воспитание

ЛИЧНОСТЬ - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимое)
1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание). 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. indiduum — неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

ЧЕЛОВЕК - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры.





Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение


Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.


Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Структура личности

 Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:
  • всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
  • социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
  • индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
(Источник)


Динамическая структура личности по 
К. Платонову











Домашняя работа.
Структура личности по У. Джеймсу.




















Вопрос №6.

Структурная схема, отражающая представление автора о физической личности.

Характеристика себя по схеме К.Платонову

Карта личности (по К.К. Платонову)


Удалова Евгения
16 лет
Неполное среднее
1. Состояние здоровья нормальное
2. Веду здоровый образ жизни
3. Не работающая
4. Проявлены способности:
  1. Психомоторные
  2. Артистические
  3. Технические
  4. Литературные
  5. Педагогические
  6. Организаторские
  7. Нравственные
5. Черты характера:
  1. Принципиальность
  2. Коллективизм
  3. Оптимизм

Структура личности

I. Социально-обусловленная подструктура

1. Направленность на дело
2. Гуманитарная направленность 
3.  Нет атеистических направлений
4. Отношение:
  • к труду(ответственное и качественное отношение к делу)
  • к людям( чтобы хорошо и качественно выполнить что-то,нужно иметь хорошее  отношение с людьми)
  • к себе( на первое место ставлю дело, затем общество, себя)

II. Подструктура опыта

1. Профессиональная подготовленность
Не полная профессиональнаяготовность

III. Биологически обусловленная подструктура

1. Темперамент(Сангвиник)
  • сила
  • подвижность
  • уравновешенность
2. Патологические изменения личности

  • Аффективная возбудимость;
  • Раздражительность;
  • Аффективная слабость;
  • Патологическая злопамятность. 

IV. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

1. Эмоциональная возбудимость(высокая эмоциональная возбудимость);
2. Стеничность эмоций( сильная волей и активна);
3. Внимательность( Очень не внимательна);
4. Критичность мышления( умею признавать свои ошибки, взвешивать "за" и "против");
5. Продуктивность памяти( не способна запоминать много информации);
6. Сообразительность(довольно сообразительна, если этому не препятствует лень); 
7. Творческое воображение( хорошее творческое воображение);
Воля: 

  • самообладание +
  • целеустремленность +
  • инициативность +
  • настойчивость +
  • решительность +
10. Дисциплинированность (хорошая дисциплинированность,знаю где как себя вести)




Комментарии

  1. Женя, Вы, безусловно, умница! Такую работу проделали по отбору материала по теме, его структурированию. А вот с домашним заданием накладочка вышла. Нет, конечно, это хорошо, что Вы выполнили задания к тексту (я это обязательно учту при выставлении оценки), но ведь обязательное задание было совсем-совсем другое!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо огромное!Я еще успею сделать тогда)

    ОтветитьУдалить
  3. Не знаю правильно или нет, но вызвало затруднение это задание.

    ОтветитьУдалить
  4. А кто сказал, что познание - это легкий процесс? Очень системно получилось, основательная работа, хотя и не без вопросов. Вот, к примеру, что значит "нет атеистических направлений"?

    ОтветитьУдалить
  5. Я верующий человек, допускаю, что другие люди могут принадлежать другим религиям.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Экономика: наука и хозяйство

Роль экономики в жизни общества Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов. Основным фактором производства (или основными ресурсами) является : земля со всеми ее богатствами; труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации; капитал (машины, станки, помещения и т.п.); предпринимательские способности.                         С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральн

Потребитель в экономике

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.

Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

  Спрос Спрос  — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цен