Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель
его - постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в
рамках теоретической философии.
Человек может познавать мир в двух основных формах:
посредством чувственного восприятия, конструируя в своем сознании
систему образов, и посредством абстрактного мышления, конструируя в своем
сознании систему понятий. В свою очередь чувственное восприятие мира
осуществляется в трех различных формах: ощущения, восприятия,
представления.
Ощущение — это
непосредственное познание отдельной стороны предмета или явления
(цвета, запаха, размера и т. д.).
Восприятие — это непосредственное
познание предмета или явления как целостности, предполагающее построение
в своем сознании соответствующего или комплекса ощущений.
Представление — это
опосредуемое памятью познание предмета или явления как целостности,
предполагающее построение в своем сознании соответствующего ему комплекса
ощущений.
Аналогичным
образом абстрактное мышление о мире, подобно чувственному восприятию,
осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения, умозаключения.
Понятием называется форма
абстрактного мышления, отражающая предметы и явления в их существенных
признаках.
Суждением называется форма оборотного
лишения, способная выражать либо истину, либо ложь.
Умозаключением называется форма
абстрактного мышления, при помощи которой мы можем получить новое знание
непосредственно из старого знания.
Домашняя работа
Том Френч.
Большая часть его творчества посвящена философским картинам, центром которых является череп. В своих картинах Том показывает неизбежность смерти и бренность существования, объединяя радость жизни и мрачность неотвратимого.
Анализ картины:
Посмотрев на картины Тома Френча, можно не сразу разглядеть двойственность образов. Каждый человек смотря на его картины может видеть двух девушек, либо череп. Таким образом, можно сделать вывод, что изображение, которое мы видим на таких картинах зависит от способа познания. Человек может познавать мир в двух основных формах: посредством чувственного познания,конструируя в своем сознании систему образов, и посредством рационального познания, конструируя в своем сознании систему понятий. Рассмотрим это на примере данной картины: сначала, увидев череп мы используем чувственное познание, затем присмотревшись и увидев двух девушек мы используем рациональное познание, логически продолжая и сопоставляя два увиденных нами образа. Это в случае, если человек увидел два образа сразу. Если же человек видит только один образ он пользуется только одной формой познания, в зависимости от рассмотренного изображения. На картине мы видим два сюжета: две девушки и череп.Рассмотрим первый сюжет. Я думаю, что человек, увидевший на первом плане двух девушек скорее всего является скептиком, т.к. из далека мы видим очертания черепа, но присмотревшись можно хорошо рассмотреть этих девушек. Так же возможно этот человек является рационалистом, по тем же причинам. Рассмотрим второй сюжет. Мне кажется, что человек, увидевший на первом плане череп так же является скептиком. В дополнение к этому,он так же является эмпириком. Смотря на картину он сразу видит череп, основываясь на своих чувствах.
Евгения, великолепный пример! А вот комментарий к нему слишком прямолинейный. Здесь речь идет даже не об отнесения зрителя к агностикам-скептикам-оптимистам, а о значении смысловой установки в процессе восприятия: почитайте внимательно текст в конспекте урока
ОтветитьУдалитьИсправилась
ОтветитьУдалить