К основному контенту

Экономика: наука и хозяйство

Роль экономики в жизни общества

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния.

Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:
  • земля со всеми ее богатствами;
  • труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;
  • капитал (машины, станки, помещения и т.п.);
  • предпринимательские способности.
           

            С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.
          Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.
         Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.
Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы — использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

Макро- и микроэкономика
Микроэкономика является одной из двух основных частей экономической теории наряду с макроэкономикой.
Макроэкономика изучает взаимосвязь между агрегированными экономическими величинами (национальным доходом, уровнем занятости, объемом денежной массы), а также усредненными величинами - средним уровнем процентной ставки, средним уровнем инфляции.
Принципиальное различие между микроэкономикой и макроэкономикой заключается в том, что микроэкономика анализирует поведение отдельных потребителей и фирм, строит теоретические модели их поведения. Для макроэкономики поведение отдельных потребителей и фирм находится внутри "черного ящика", содержимое которого не интересует макроэкономиста (главным образом, потому что очень СЛОЖНО проанализировать такое большое количество данных. Поэтому макроэкономист исследует зависимости между общими, агрегированными результатами этого черного ящика.
Как пишет Х. Вариан, разница между микроэкономикой и макроэкономикой очень близка между "микротеорией" и "макротеорией" в статистической термодинамике. "Микротеория" изучает поведение отдельных молекул и их взаиомодействие, а "макротеория изучает взаимосвязь между агрегированными показателями: температура, объем, давление и выводит свои законы термосистем.
Однако есть и другие определения различия микро- и макроэкономики. Весьма распространена точка зрения, согласно которой дело не в индивидуальном или агрегированном анализе, а в анализе полной занятости и неполной занятости. Микроэкономика занимается вопросами эффективного полного использования ресурсов, а макроэкономика пытается понять причины недозанятости и избыточных мощностей.
Это действительно похоже на правду, так как микроэкономисты как правило увлечены исследованием воображаемого мира, в котором все, разумеется, приходит в равновесие, и более того - ее интересуют только равновесные состояния, а не сам путь к равновесию, который и был бы для микроэкономики исследованием "неравновесия", состояния неполной занятости ресурсов. А макроэкономика вынуждена заниматься объяснением существующих феноменов безработицы или инфляции и поэтому по определению строит модели неполной занятости. Это объясняется еще и тем, что в рамках всего хозяйства часть отраслей всегда находится в процессе "настройки" и поэтому агрегированные показатели демонстрируют неполную занятость ресурсов.
Есть и другие определения различия микроэкономики и макроэкономики.

 

Комментарии

  1. Всем привет, я Хесус Маккинни из Техаса, и я просто хочу сказать очень громкое спасибо финансовым кредитным службам от Бенджамина Ли за их искренность, открытость, прозрачность, правдивость, любовь и поддержку во время и после получения от них ссуд. Я через многое прошел, и время не позволяет мне рассказать обо всем, через что я прошел онлайн в гостях или получить ссуду, чтобы получить дом здесь, в США, но Бог ответил на мои молитвы через поддержку и любовь Бенджамина Ли, который обнял меня и понял меня, несмотря на мои первоначальные сомнения и несерьезность, и с его добрым сердцем и любовью, теперь я являюсь владельцем дома благодаря его ссудным фондам с процентной ставкой 2%, и я клянусь распространять эту новость, а также рассказывать миру, что еще есть и несколько хороших онлайн-кредитных компаний, которые могут помочь, а также оживить сухую кость. Не упустите возможность послушать и прочитать это свидетельство, потому что это настоящий жизненный опыт, и любой, кто нуждается в таком изменении, не должен колебаться или сомневаться это потому, что я доказал и клянусь Богом на Небесах, что эта история реальна, а также история моего опыта с ними.
    Свяжитесь с ними сегодня. Текст в WhatsApp: (+1 989-394-3740) Электронная почта: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Потребитель в экономике

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.

Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

  Спрос Спрос  — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цен