К основному контенту

Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

 

Спрос

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Закон спроса

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.

Кривая спроса

График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар.

Предложение

Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон предложения

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
 
 

 

 

Домашняя работа.

1.) В первой ситуации мы видим на графике область, где цена выше равновесной, то есть, когда величина предложения больше величины спроса. Эта ситуация представляет собой излишек. В этом случае производитель производит большое количество товара, которое потребитель не в силах купить, не имеет возможностей или желания. Соответственно цена излишек товара будет уменьшатся.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.) Во второй ситуации мы видим на графике область, где цена ниже равновесной, то есть, величина спроса больше величины предложения.  Эта ситуация представляет собой дефицит. В этом случае возникает нехватка товара, то есть производители производят конкретное число товара, а количество потребителей на этот товара гораздо больше количества товара. Соответственно цена на товар растет за счет конкуренции покупателей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.) В третьей ситуации мы видим на графике мы видим область, где происходит увеличение количества товара при снижении цены. Чем больше товара, тем ниже цена.  Эта ситуация представляет собой перенасыщенность рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4.) В четвертой ситуации мы видим на графике область, где количество товара увеличивается. Цена же приближена к равновесной.
















5.) в пятой ситуации мы видим на графике область, где количество товара увеличивается, но и цена становится выше равновесной. Соответственно, если не будет достаточного количества потребителей, то необходимо будет снизить цены на произведенные товары.














 6.) В шестой ситуации мы видим на графике область, где увеличивается количество товара, но при этом цена начинает снижаться. Значит происходит перенасыщение товаром, который никому не нужен.















Избыток товара– противоположность его дефицита. И возникает он в том случае, если предложение товара начинает превосходить спрос на него.
Из факта противоположности избытка товаров его дефициту следует, что причинами избытка являются феномены, прямо противоположные тем, что вызывают дефицит товаров. Хотя тут, все же, надо подходить с осторожностью. При анализе. Не следовать слепо утверждению о прямой противоположности. Не действовать автоматически. Как роботы.

Многим наивным людям кажется, что избыток товаров в форме его изобилия, существующего обычно при капиталистическом строе, является наивысшим благом и свидетельством совершенства устройства капиталистического общества. Однако, философия учит: крайности – сходятся. Поэтому однозначно положительной оценки избытка товаров быть не может. Потому что за этим, казалось бы, положительным явлением, скрывается, тем не менее, и ложка дегтя – дефицит денег.
 
Дефицит товара-недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Дефицит товара — это симптом превышения спроса на этот товар над предложением. Эпизоды дефицита возможны и в плановой, и в рыночной экономике. Однако в рыночной экономике с плавающими ценами торговый дефицит считается неравновесным состоянием, которое быстро корректируется рынком за счёт роста цен, роста производства и падения спроса на товар. С другой стороны, плановая экономика в сочетании с государственным регулированием цен лишена этого корректирующего механизма, и поэтому в такой экономике возможны случаи перманентного торгового дефицита.
Оборотная сторона торгового дефицита в условиях плановой экономики — это появление товаров, на которые регулирующий орган устанавливает завышенные цены или завышенные квоты производства. Такие товары имеют тенденцию скапливаться на складах или на полках магазинов — затоваривание. Сосуществование дефицита и неликвидных товаров привело в СССР к появлению феномена «нагрузки», когда дефицитный товар разрешалось покупать только в комплекте с неликвидным.

Изменение спроса от величины спроса.

 При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).
Изменение предложения и величины предложения

 Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:
  1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)




Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.

Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

Факторы, влияющие на спрос (неценовые)

1. Изменение доходов потребителей. На графике это отразиться след. Образом: если доход возрастает, то кривая сдвигается вправо, а если уменьшается, тогда влево. Так, снижение доходов основной части населения России в 90-х годах, привело к уменьшению спроса россиян по всем основным товарным группам.

2. Изменение вкусов и предпочтений покупателей. Например, изменение моды может увеличить спрос на модели обуви с узкими носами. Тогда кривая спроса сдвинется вправо.

3. Инфляционные ожидания потребителей могут подтолкнуть их к увеличению закупок товара до повышения цен, что приведет к увеличению спроса в данный момент. Соответственно произойдет сдвиг вправо.

4. Повышение цены на другой товар.

Здесь могут быть два варианта. А) Другой товар, например банан, может являться в той или иной мере заменителем первого товара (винограда). Такие товары, заменяющие друг друга, называют взаимозаменяемыми, или субститутами. Если цена на бананы будет снижаться, то потребители в большей степени переключат свой спрос на этот подешевевший товар, а спрос на виноград сократиться. Б) Другой взаимосвязанный товар может дополнять первый товар. Например, нетрудно понять, что, если цены на фотоаппараты резко вырастут, первоначальный спрос на фотопленки сократиться. Кривая спроса фотопленки сдвинется влево. Такие пары товаров называются взаимодополняющими, или комплементарными.

5. Изменение количества покупателей, например, открытие новых рынков сбыта для данного товара обычно отражается на графике спроса в виде сдвига кривой спроса вправо и наоборот.

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.

Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены.

Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

Факторы, влияющие на предложение (неценовые)

1. Цены факторов (ресурсов) производства. Если цены на ресурс повысятся, то это будет равнозначно росту издержек производства единицы изделия. В свою очередь, рочто издержек вызовет при прочных равных условиях желание производить меньше данного товара в целом. На графике кривая предложения сдвинется влево.

2. Изменения технологий производства данного товара, которое выражается в снижении затрат производства единицы изделия. Это приводит к возможности увеличения предложения в целом. То есть график предложения сдвинется вправо.

3. Инфляционные ожидания производителей, то есть ожидания повышения уровня цен, могут сказаться на предложении следующим образом. Оно может сократиться, так как производители будут придерживать товар в расчете на будущее повышения цен.  Соответственно кривая предложения сдвинется влево.

4. Размер налогов и субсидий

5. Количество производителей также очень важный фактор. Естественно, что при увеличении числа продавцов – предложение вырастет, а при уменьшении наоборот.
6. Изменение природно-климатических условий в природоэксплуатирующих отраслях может резко сократить предложение сырья или продовольствия. Например, при неурожае может значительно сократиться предложение зерна, так же как при

    Неценовые детерминанты спроса

     
Неценовые детерминанты спроса-факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
 
К ним относятся:
 
  • Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
  • Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
  • Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
  • Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

  •  
    К другим неценовым факторам спроса относят:
    • Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
    • Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.

    Домашняя работа

     
     
    Лист1
    .
    DSPQ
    .
    -
    .
    -
    .
    -
    .
    -
    .
    -
    .
    -
    .
    -
    .
    -
    .

    Комментарии

    1. Евгения, браво! Так выполнить домашнее задание не додумался никто. Всегда удивляло: я ведь никогда не запрещаю фотографировать на уроках (даже приветствую: зачем писать, если можно сфотографировать?), но мало кто пользуется этой возможностью. А тут весь процесс в динамике, так сказать.
      По содержанию домашнего задания. С дефицитом и избытком разобрались отлично! А вот по остальным участкам надо ещё подумать. ну, или дождаться завтрашнего урока, на котором мы обязательно разберём его.

      И — по содержанию конспекта. Картинка перед домашним заданием — не по теме. Это к теме "Причины и виды инфляции".

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Спасибо большое! Фотографируют многие у нас в классе вроде бы, и это действительно удобно. Картинку убрала, разобралась с тематикой, а на счет других областей графика, я лучше урока подожду, а то не поняла немного, еще больше запутаюсь

        Удалить
      2. Не знаю на счёт "многих": видела только фото доски в окончательном варианте от силы у двоих-троих (а потом в сообщении текст ответа, соответствующего конкретному сегменту графика, написан в цвет этого сегмента — тоже хороший вариант с точки зрения экономии времени и сил). А Ваш вариант интересен именно тем, что, несмотря на более мелкий график, показан весь процесс появления новых сегментов.

        Удалить

    Отправить комментарий

    Популярные сообщения из этого блога

    Экономика: наука и хозяйство

    Роль экономики в жизни общества Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов. Основным фактором производства (или основными ресурсами) является : земля со всеми ее богатствами; труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации; капитал (машины, станки, помещения и т.п.); предпринимательские способности.                         С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральн

    Потребитель в экономике

    Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.